Создано 25 Август 2014

 О применении ч. 2, 3 ст. 16 Федерального закона  от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" применительно к новостным телевизионным программам.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"  в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе:

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

 

В соответствии с частью 2 данного Федерального закона не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона  от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

 

Таким образом, часть 3 ст. 16 Федерального закона прямо предусматривает возможность демонстрации аудиовизуальных произведений, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака; при этом необходима социальная реклама. Данная часть как раз регулирует отношения, связанные с демонстрацией процесса потребления табака и  табачных изделий  в аудиовизуальных произведениях, созданных до вступления в силу Федерального закона.

Таким образом, ни одна норма Федерального закона не обязывает удалять из ранее созданных аудиовизуальных произведений  сцены, содержащие демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака. В свою очередь, перед выпуском в эфир, необходимо отсматривать аудиовизуальные произведения на предмет выявления подобных сцен.

 

Новостная программа является одним из разновидностей телепрограмм, в неё могут входить как заранее подготовленные сюжеты, так и сюжеты, выходящие в прямом эфире.

Не подлежит сомнению, что все заранее подготовленные сюжеты, входящие в новостную программу должны быть заранее отсмотрены на предмет выявления возможной демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака, с целью соблюдения норм указанного федерального закона.

 Сюжет, выходящий в прямом эфире нельзя считать законченным аудиовизуальным произведением, потому что он создается и передается в эфир в режиме реального времени. С одной стороны, телевизионная организация, снимающая и выдающая в прямой эфир телевизионный сюжет, не может предусмотреть возможность случайного попадания на заднем фоне демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака.

С другой стороны, в соответствии с частью 2 ст. 16 указанного Федерального закона не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

Общие разъяснения относительно применения  части 3 ст. 16 указанного Федерального закона содержатся в письмеФАС России от 14.05.2014 N АК/19317/14 "О социальной рекламе о вреде потребления табака".

Пока еще нет соответствующей судебной правоприменительной практики относительно попадания в телепрограмму в прямом эфире случайной демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака. Пока также нет соответствующих разъяснений данной ситуации со стороны контролирующих органов.

Поэтому пока нельзя преждевременно утверждать, что контролирующие органы (Роскомнадзор и ФАС России) не будут предъявлять претензий к таким сюжетам.

Таким образом, формально, организация может быть привлечена к ответственности за отсутствие социальной рекламы, если в эфир (пускай даже прямой) выйдет программа, в которой будет демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака.

 

 

 

Обновлено 25.08.2014 04:53
  

 

© «ГК «Омега» ,1290059 , Москва, ул.Тверская,д.12, стр.9, e-mail: omega@pbomega.ru, тел: (495) 232-49-51, (495) 232-49-52