Создано 06 Апрель 2013

Новый Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением части 6 статьи 108, вступающей в силу со дня официального опубликования Закона, и ряда положений, вступающих в силу с 1 января 2014 года. Закон представляет собой единый комплексный нормативный правовой акт, регулирующий отношения в сфере общего, профессионального и дополнительного образования и призван упорядочить существующие отношения в сфере образования, а также заложить основы дальнейшего развития системы образования в Российской Федерации.

До вступления в силу Закона отношения в сфере образования регулируются двумя основными законами: Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266- I «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) и Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями). Конечно, на данный момент вышеуказанные законы во многом устарели, и, из-за многочисленных изменений и дополнений, работа с ними представляется достаточно затруднительной. Кроме того, продолжает формально действовать и Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «О народном образовании» с прекрасными декларативными принципами о том, что «государство, семья, общественные организации, трудовые коллективы совместными усилиями обеспечивают коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения», а «особая роль в этом деле принадлежит педагогическим работникам, деятельность которых основывается на идейной убежденности».

Закон, с одной стороны, сохраняет основные принципы в сфере образования, закреплённые Конституцией Российской Федерации и действующем законодательством, об «обеспечении права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования», с другой происходит изменение акцентов (по сравнению с ранее действовавшим законодательством): вместо гарантии бесплатного образования, закрепленного действующим «Об образовании», гарантируется «общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования». Как и ранее, провозглашается светский характер образования в государственных и муниципальных организациях. Однако, на практике статьей 87 Закона предусматривается, что в «основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации» и «выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включённых в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся». Таким образом, каждый конкретный ребенок изучает определённую религию по выбору родителей.

Закон закрепляется действующий и сейчас принцип приема в образовательную организацию для получения общего образования по

территориальному признаку (прием граждан, проживающих на территории, за которой закреплена конкретная образовательная организация).

Законом устанавливается, что организация образовательной деятельности может быть основана на «дифференцииации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся обеспечивающих углублённое изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение)» (пункт 4 статьи 66 Закона). Однако пунктом 5 статьи 67 Закона сразу же оговаривается, что организация индивидуального отбора для получения образования с углублённым изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается только в случаях и в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации.

Законом регламентируется получения образования лицами, проявляющими выдающие способности, осуждёнными лицами, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства. Также регламентируются вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Отдельные статьи Закона посвящены особенностям реализации образовательных программ:

в области искусств,

в области физической культуры и спорта;

в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов, работников железнодорожного транспорта;

с целью подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе;

с целью получения теологического и религиозного образования;

в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Предусмотрено 2 основные формы получения образования: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то есть в форме самообразования и в форме семейного образования. В отличие от действующего закона уходит понятие «экстерната».

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, не допускается без учёта мнения жителей данного сельского поселения (пункт 12 статьи 22 Закона).

Отдельная статья Закона посвящена возникновению образовательных отношений (статья 53 Закона), в действующем законе регулирование данного вопроса отсутствует.

Глава 10 Закона более подробно регулирует вопросы дополнительного образования по сравнению с действующим законом.

 

Действующий закон статьёй 52.1 устанавливал ограничение размера родительской платы за содержание ребёнка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (не более 20 процентов затрат на содержание ребёнка в соответствующем образовательном учреждении). Новый Закон такого ограничения не устанавливает и размер родительской платы будет устанавливаться учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность (статья 65 Закона). Соответственно действующие в настоящее время льготы, направленные на ограничение или исключения платы за содержание детей в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, для многодетных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья по Законом не установлены.

В отношении педагогических работников сохраняются льготы по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогических работникам, проживающим и работающим в сельской местности (пункты 5 и 8 статьи 47 Закона). Заработная плата педагогических работников не может быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации (пункт 3 статьи 99 Закона). Основным изменением, касающимся педагогических работников, по мнению автора, является отмена гарантированной статьей 55 продолжительности рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Новым Законом устанавливается лишь право педагогических работников на сокращённую продолжительность рабочего времени, при этом режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Также отменяются надбавки за учёные степени и знания, предусмотренные статьёй 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (пунктом 11 статьи 108 предусмотрено включение в оклады (должностные оклады) по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования размеров надбавок за учёные степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Закона).

Статья 56 Закона целиком посвящена целевому приёму для получения высшего образования и устанавливает существенные условия договора о целевом приёме и договора о целевом обучении.

Также, важным новшеством является статья 104 об образовательном кредитовании, предусматривающем получение обучающимися основного образовательного кредита (направленного непосредственно на получение образования) и сопутствующего образовательного кредита, предназначенного для оплаты проживания, питания и иных бытовых нужд в период обучения.

В отличие от ныне действующего закона (статья 19) аспирантура включена в высшее образование, докторантское образование отменяется (статья 69 нового Закона).

Московский государственный университете имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и ряд других высших учебных заведений, категории которых определяются Законом вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.

Пунктом 2 статьи 100 нового Закона возможность получения бесплатного высшего образования ограничивается тридцатилетним возрастом.

Пунктом 3 статьи 16 действующего закона установлен перечень категорий граждан, которые принимаются «вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и другие. Новым Законом вышеуказанным категориям граждан предоставляется право на приём на подготовительные отделения федеральных образовательных организаций высшего образования. При зачислении в образовательную организацию указанные лица имеют преимущество при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

В настоящее время «размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти

процентов размера стипендии» согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Новый Закон не предусматривает ограничений для платы за общежитие и регулирование данного вопроса возлагает на локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность.

От платы за проживание в студенческом общежитии освобождаются только студенты из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалиды и другие категории граждан, указанные в Законе, которым такие жилые помещения предоставляются в первоочередном порядке (пункт 4 статьи 39).

Статьёй 16 Федерального закона № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев. В новом Законе указанная норма отсутствует.

 

Скачать "Обзор Закона об образовании 2013"

Обновлено 23.08.2013 11:37
  

 

© «ГК «Омега» ,1290059 , Москва, ул.Тверская,д.12, стр.9, e-mail: omega@pbomega.ru, тел: (495) 232-49-51, (495) 232-49-52