Создано 25 Август 2014

 Обзор

изменений, внесенных в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", о распространении информации в сети Интернет

 

C 01 августа 2014 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", внесенные Федеральным законом № 97-ФЗ от 05.05.2014г. (далее – Федеральный закон об информации).

Новой статьей 10.1. «Обязанности организатора распространения информации в сети «Интернет»» вводится новое определение: организатор распространения информации в сети «Интернет» - лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет".

Речь идет о сервисах в сети «Интернет», связанных с приемом, передачей, доставкой и обработкой электронных сообщений – в частности, сервис электронной почты.

В соответствии с данной статьей, организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан в установленном Правительством Российской Федерации порядке уведомить Роскомнадзор, о начале осуществления деятельности, указанной в части 1  статьи 10.1.

Кроме того, организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, в случаях, установленных федеральными законами.

Также установлена обязанность организатора распространения информации в сети "Интернет" обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, требований к оборудованию и программно-техническим средствам, используемым указанным организатором в эксплуатируемых им информационных системах, для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения данных мероприятий.

За неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» своих обязанностей, а также за непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в Роскомнадзор новой статьей 13.31. КоАП РФ предусмотрены  штрафы для юридических лиц в размере от 100 000  до 500 000 рублей.

 

 

В Федеральный закон об информации также введена статья 10.2. «Особенности распространения блогером общедоступной информации».

В соответствии с частью 1 данной статьи блогером является владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет".

Обращает на себя внимание некорректно сформулированное законодателем определение блогера, т.к. владельцем сайта и (или) страницы в сети «Интернет» может являться не только физическое, но и юридическое лицо.  Только во взаимосвязи с частью 5 указанной статьи, в соответствии с которой блогер обязан разместить на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" свои фамилию и инициалы, электронный адрес для направления ему юридически значимых сообщений, можно сделать вывод, что под блогером понимается именно физическое, а не юридическое лицо.

В соответствии с частью 7 Федерального закона об информации  владельцы сайтов в сети "Интернет", которые зарегистрированы в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" в качестве сетевых изданий, не являются блогерами. В структуре многих сайтах, которые зарегистрированы как СМИ, существуют отдельные блоги, которые ведут определенные физические лица (например, структура сайта радио Эхо Москвы: http://www.echo.msk.ru). В такой ситуации, все эти блогеры, доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети «Интернет», попадают под действие Федерального закона об информации и обязаны соблюдать его.

 

В соответствии с указанной статьей блогер, в частности, обязан:

- не допускать использование сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

-  проверять достоверность размещаемой общедоступной информации до ее размещения и незамедлительно удалять размещенную недостоверную информацию;

- не допускать распространение информации о частной жизни гражданина с нарушением гражданского законодательства;

-  соблюдать требования законодательства Российской Федерации, регулирующие порядок распространения массовой информации;

-  соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

Отдельные формулировки обязанностей блогера выглядят довольно расплывчато: что значит «проверять достоверность размещаемой общедоступной информации»? Если блогер разместил в своем блоге информацию о том или ином событии, распространенной в сети «Интернет» - каким образом, он может проверить достоверность данной информации?

В соответствии с частью 2 ст. 10.2. Федерального закона об информации при размещении информации на сайте или странице сайта в сети "Интернет" не допускается, в частности:

- использование сайта или страницы сайта в сети "Интернет" в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения заведомо недостоверной информации под видом достоверных сообщений;

- распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Законодатель не раскрывает, какие сведения следует считать «общественно значимыми». Также нельзя понять, является ли информация, полученная блогером из других источников  «заведомо недостоверной», если блогер не имеет реальной возможности проверить её достоверность?

Часть 3 Федерального закона РФ устанавливает права блогера, так, в частности, блогер имеет право:

- свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Сразу необходимо отметить, что в данной норме законодатель фактически дублирует уже закрепленные Федеральным законом об информации нормы.

Так, в  соответствии со ст. 3 Федерального закона об информации правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. В соответствии с часть. 3 ст. 6 Федерального закона об информации обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе, в том числе:

- использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

- передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании.

 

В соответствии с частью 3 ст. 10.2. блогер  вправе:

- излагать на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" свои личные суждения и оценки с указанием своего имени или псевдонима;

- размещать или допускать размещение на своих сайте или странице сайта в сети "Интернет" текстов и (или) иных материалов других пользователей сети "Интернет", если размещение таких текстов и (или) иных материалов не противоречит законодательству Российской Федерации.

Указанной статьей на Роскомнадзор возложена обязанность  вести реестр блогов, доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей. С этой целью Роскомнадзор осуществляет мониторинг Интернет-сайтов и вправе запрашивать у организаторов распространения информации в Интернете, блогеров и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра.  Так, в частности, предусмотрено право Роскомнадзора определить провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение сайта лицо и направить такому лицу уведомление о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать блогера.

Не забыл законодатель указать и об ответственности блогеров: в соответствии с частью 4 ст. 10.2 Федерального закона об информации злоупотребление правом на распространение общедоступной информации, выразившееся в нарушении требований частей 1, 2 и 3 ст.10.2 Федерального закона об информации, влечет за собой уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

В соответствии с частью 12 ст. 10.2 Федерального закона об информации в случае, если доступ к сайту или странице сайта в сети "Интернет" на протяжении трех месяцев составляет в течение суток менее трех тысяч пользователей сети "Интернет", данный сайт или данная страница сайта в сети "Интернет" по заявлению блогера исключается из реестра сайтов и (или) страниц сайтов в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет", о чем блогеру направляется соответствующее уведомление. Данные сайт или страница сайта в сети "Интернет" могут быть исключены из этого реестра при отсутствии заявления блогера, если доступ к данным сайту или странице сайта в сети "Интернет" на протяжении шести месяцев составляет в течение суток менее трех тысяч пользователей сети "Интернет". 

 

 

 

Обновлено 25.08.2014 04:52
  

 

© «ГК «Омега» ,1290059 , Москва, ул.Тверская,д.12, стр.9, e-mail: omega@pbomega.ru, тел: (495) 232-49-51, (495) 232-49-52