Создано 28 Январь 2013

Маркировка телепродукции знаком информационной продукции в соответствии с Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – ФЗ о защите детей от информации)

 

Объект маркировки: информационная продукция – продукция средств массовой информации, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей  (п. 5 ст. 2 ФЗ о защите детей от информации).

Применительно к телевещанию под продукцией средства массовой информации понимается отдельный выпуск телеканала, телепрограммы (ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Поскольку ФЗ о защите детей от информации относит к информационной продукции не только продукцию СМИ, но и любую аудиовизуальную продукции, то для целей выполнения требований данного ФЗ под маркировку подпадают не только отдельные выпуски телеканала, телепрограммы, но и любая другая распространяемая посредством телевещания аудиовизуальная продукция.

 Случаи маркировки: маркировка осуществляется в отношении информационной продукции, содержащей информацию, предусмотренную ст. 5 ФЗ о защите детей от информации, т.е. информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей (см. п. 4 ст. 11, п. 3 ст. 13 ФЗ о защите детей от информации).

Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, определены в ст. 5 ФЗ о защите детей от информации следующим образом:

«1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

1) информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей;

2) информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

3. К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация:

1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.»

 Исходя из приведенных выше норм, маркировке подлежит не любая телепродукция, а лишь та, которая отнесена согласно ст. 5 ФЗ о защите детей от информации к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей.

Представляется, что не требует маркировки информационная продукция не содержащая в той или иной форме информацию, перечисленную в ст. 5 ФЗ о защите детей от информации. Например, продукция, содержащая исключительно экономическую информацию, прогнозы погоды и т.п. Вместе с тем, новостные и иные передачи, в которых в той или иной форме может быть представлена информация о несчастных случаях, авариях или катастрофах и (или) их последствиях, преступлениях и иных формах антиобщественного поведения, о жестокости, насилии и смерти и т.д. должна быть промаркирована.

 

К телепродукции, которая прямо освобождена от требований по маркировке (п. 4 ст. 11 ФЗ о защите детей от информации), относятся телепрограммы, телепередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи.

Кроме того, исходя из п. 2 ст. 1 ФЗ о защите детей от информации, требования по маркировке не должны распространяться также на:

- информационную продукцию, содержащую научную, научно-техническую, статистическую информацию;

- информацию, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими федеральными законами

(Согласно п. 4 ст. 8  Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами);

 - информационную  продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

- рекламы.

 

Требования к знаку информационной продукции и его размещению:

Описание знака приведено в п. 1 ст. 12 ФЗ о защите детей от информации и выглядит следующим образом:

0+

6+ 

12+

16+

18+ (этот знак сопровождает запрещенную для детей информацию).

Знак демонстрируется в углу кадра в начале трансляции телепрограммы, телепередачи, а также при каждом возобновлении их трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).

Порядок размещения знака должен быть утвержден Минкомсвязи России.

Обращает на себя внимание, что поправками, внесенными в ФЗ о защите детей от информации Федеральным законом от 28.07.2012 № 139-ФЗ, фактически были отменены ранее установленные требования об объеме знака в 5% от площади экрана.

 

На данном этапе (пока не сформирована правоприменительная и судебная практика) рекомендуем руководствоваться разъяснениями Роскомнадзора, опубликованными на официальном сайте. Текст доступен по следующим адресам http://www.rsoc.ru/news/rsoc/news16077.htm

http://www.rsoc.ru/news/rsoc/news16001.htm



Скачать "Маркировка телепродукции знаком информационной продукции"

Обновлено 09.04.2013 19:29
  

 

© «ГК «Омега» ,1290059 , Москва, ул.Тверская,д.12, стр.9, e-mail: omega@pbomega.ru, тел: (495) 232-49-51, (495) 232-49-52